Испытательный срок: что нужно сделать, чтобы сотрудник прошел его на «отлично»

04.11.2014

Как правило, испытательный срок длится от 3-х до 6-ти месяцев, в зависимости от занимаемой должности. В редких случаях работодатель принимает работника без всяких испытаний, либо сокращает его до 1-го месяца, заранее обговаривая этот момент с работником. В трудовом договоре обязательно должна быть сделана запись о том, что работник принят с испытательным сроком. Если такой записи сделано не было, то считается, что работник принят без всяких испытаний. Работник должен знать продолжительность испытательного срока и критерии его прохождения.

Основными критериями соответствия должности являются: сроки, объем и качество работы. Должностная инструкция определяет круг обязанностей, зону ответственности, но вот по каким критериям или выполненным задачам или показателям будет определяться подходит новый сотрудник или нет? Довольно часто встречается, что критерии прохождения испытательного срока не понятны и оценка субъективная. Поэтому процедуру прохождения испытательного срока необходимо четко регламентировать. Для этих целей желательно разработать нормативный документ, в котором упорядочить все аспекты взаимодействия с работником в течение испытательного срока. А именно: критерии определения продолжительности испытания; выявление первоочередных задач, которым новый работник должен уделить максимальное внимание; периодичность проведения контрольных и отчетных мероприятий; назначение наставника (куратора), курирующего работу нового специалиста; методика оценки компетентности работника; порядок подведения итогов испытания.

испытательный срок

Адаптация новичка может ограничиться показом рабочего места, вручением документации на самостоятельное изучение, после чего с возникшими вопросами можно обратиться за помощью к наставнику. Далее новый сотрудник предоставляется сам себе. Здесь есть свои + и -. Плюс в том, что сотрудник сразу проверяется на стрессоустойчивость, самостоятельность, ориентированность в незнакомой обстановке. Правда в таких экстремальных условиях сориентироваться сможет далеко не каждый, работодатель рискует заполучить сбои в работе, как следствие убытки или что еще хуже. Когда в компании есть утвержденный и проверенный временем план адаптации и обучения новых сотрудников, это помогает избежать нелепых ошибок в работе стажеров, приблизить срок получения максимальной отдачи от работы вновь принятых кадров и существенно сэкономить нервы и время руководите-ля и деньги организации.

Итоги "испытания"

Примерно за две недели до окончания испытательного срока можно подводить итоги его прохождения. Наставник (руководитель) дает оценку по следующим критериям: выполнение плана испытательного срока, выполнение поставленных задач, отсутствие ошибок в работе, освоение профессиональных навыков, социально-психологическая адаптация, оценка профессиональных и личностных компетенций и др. Это составляющие успешности прохождения испытательного срока. Далее следует принятие решений о результатах: «испытательный срок прошел успешно», «испытательный срок прошел, но требуется повышение показателей деятельности» или «испытательный срок не прошел».

Нередко случается, что в случае отсутствия программы адаптации в компании велика вероятность, что не сотрудник не подходит организации, а наоборот. Поработав какое-то время на новом месте, работник понимает, что его не устраивают условия труда или просто не нравится коллектив. В такой ситуации сотрудник имеет право, не теряя времени, разорвать отношения с работодателем и заняться поисками более подходящей работы.принят

Как стать частью целого?

Хотелось бы отметить, чтобы новый сотрудник чувствовал себя в вашей компании как в своей тарелке, необходимо проводить эффективные адаптационные мероприятия на протяжении всего испытательного срока. Начиная с первичной адаптации: дать сотруднику почувствовать себя нужным в новой для него компании, помочь сориентироваться в комнатах офиса. Далее организовать процедуру оформления: подписать трудовой договор. Затем информационная часть: рассказ о компании (миссия, цели и т.д.). После этого рассказать о корпоративной культуре компании, о нормах и порядках; познакомить с коллективом. И конечно заранее подготовить рабочее место. Эти простые правила помогают новым сотрудникам почувствовать себя в компании важными и нужными, снимают ощущение «покинутости», помогают легче влиться в коллектив, избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с уже работающими сотрудниками, выстроить эффективные рабочие взаимоотношения, проникнуться корпоративной культурой, стать частью команды, понять и принять общие цели и задачи организации.

 

Марина Суменкова, менеджер по персоналу Кадрового Агентства "Люди Дела"


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 19.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

ЦБ предостерег компании от обхода антисанкционных мер

Некоторые компании без разрешения переводили денежные требования в неденежные, говорят эксперты

Подробнее показать все »