16 простых советов и фокусов внимания, который поможет HR-директору быть полезным своей компании

07.02.2011

Оказавшись из-за кризиса в статусе «лишних людей», HR-специалисты озабочены только сохранением своих рабочих мест. В непростой период гораздо полезнее стать опорой для генерального директора даже в непопулярных решениях, показывать свою эффективность в цифрах и творчески выполнять даже самую нудную работу. Эти и многие другие советы читайте здесь и сейчас!

В начале октября в Институте

Вот список задач, который был создан при подготовке к ней:

  1. Оптимизация. Как не просто сократить, а оптимизировать численность сотрудников — чтобы качество и количество работы как минимум оставалось прежним, а в идеале увеличилось?
  2. Система стимулирования. Как пересмотреть и оптимизировать ее так, чтобы сократить издержки и сохранить высокий уровень мотивации сотрудников?
  3. Развитие персонала. Как продолжать развивать персонал, используя в большей степени внутренние ресурсы, в условиях ограничения или отсутствия бюджета?
  4. Лояльность сотрудников. Как увеличить лояльность сотрудников компании и их мотивацию в условиях падения их компенсаций и неполную реализацию связанных с компанией ожиданий?
  5. Возвращение владельцев (смена менеджмента). Как выстроить партнерские отношения с вернувшимся к управлению владельцем (новым генеральным директором)?
  6. Доверенный советник. Как HR-директор может помочь другим руководителям принимать взвешенные адекватные решения, связанные с персоналом?
  7. Тревога и стресс. Как оздоровить общий эмоциональный фон в компании и снизить тревогу и стресс на всех уровнях иерархии?
  8. Вал задач. Как принимать большое количество важных и в том числе непопулярных решений качественно и быстро?
  9. Эмоциональное напряжение. Как справиться с ним в условиях общего фона в компании и необходимости принимать непопулярные решения?
  10. Круг влияния. Как четко определить свой круг влияния (осознать самому и донести информацию до владельцев), работать в нем, принимать решения, руководствуясь им?

В ходе обсуждения участники добавили следующие задачи:

  1. Поиск творческих решений в нестандартных ситуациях. Участники пояснили, что им все чаще приходится сталкиваться с вопросами, которые невозможно решить привычными методами.
  2. Сопровождение перестройки структуры компании. Тут масса вопросов, связанных с организацией работы и мотивации сотрудников в условиях, когда целые отделы исчезают, а другие меняют свои функции.
  3. Как эффективно организовать подбор персонала в текущих условиях?
  4. Переход от тактики «латания дыр» к системному подходу в изменениях.
  5. Как изменить роль HR-директора в текущих условиях?

По мнению участвовавших HR-директоров, 4 самых актуальных задачи сегодня — это повышение лояльности сотрудников (п. 2), с помощью создания адекватной системы стимулирования (п. 5), в условиях, когда меняется организационная структура (п. 12), а сам HR-директор пытается справиться со своим эмоциональным напряжением.

В личном общении на встрече выяснилось, что главная задача для многих HR-директоров — сохранить свое место в компании. Для многих компаний отдел персонала оказывается, тем «жиром», который они стремятся сбросить в новых условиях.

По итогам встречи я поговорил с десятью руководителями отделов персонала компаний среднего и крупного бизнеса СПб.

«Какую реальную пользу HR-директор может принести компании сегодня?» или «Что делать, чтобы остаться в компании?»

Для некоторых HR-ов вопросы показались странными: «В эту сторону я даже не думаю, для меня ответ очевиден — просто хорошо делайте свою работу!!». Другие, наоборот, откликнулись очень живо.

2

Вот 16 простых советов и фокусов внимания, который поможет HR-директору быть полезным своей компании в текущей ситуации:

  1. Отталкиваться от задач бизнеса. «Досконально понимать, что именно нужно компании в настоящий момент. И выстраивать деятельность своей службы исходя из наиболее приоритетных задач». Постоянно задавать себе вопрос — «Как то, что я делаю, реально поможет компании?».
  2. Управлять оптимизацией. Не отдавать сокращение затрат на персонал на откуп генеральному или финансовому директору. Работать на опережение, предлагая выигрышные варианты оптимизации. Начинать с себя, оптимизируя, прежде всего, деятельность своей службы. Выступить в роли ведущего в совещаниях по оптимизации: собирать, обобщать и обрабатывать идеи других топ-менеджеров и формулировать конкретные предложения. Помогать другим топ-менеджерам грамотно оптимизировать затраты на персонал в своих подразделениях.
  3. Знать трудовое законодательство. «Сейчас очень важно знать трудовое законодательство, т. к. возникает большое количество спорных вопросов. При их решении важно демонстрировать свою компетентность генеральному директору — показывать ему существующие риски и находить разумные варианты, чтобы законно снизить ФОТ».
  4. Помогать в управлении компанией. Взять на себя часть работы управленческого характера. Например, заменить руководителей подразделений при проведении каскадных совещаний по донесению решений генерального директора до сотрудников компании. Они не любят этого делать, и будут благодарны за помощь, а HR-директор, проводя такие совещания, может держать руку на пульсе компании и собирать ценную информацию.
  5. Максимально разгрузить генерального. Взять на себя максимум дел, которые ему сейчас не нужны. Например, не очень важные встречи с внешними контрагентами.
  6. Взять на себя административный блок — в некоторых компаниях он упразднен, и HR-отдел отвечает за поддержание офиса в должном состоянии.
  7. Решать задачи творчески и… бесплатно. Помочь генеральному и управленческой команде найти по-настоящему выигрышные решения при перестройке структуры компании, оптимизации бизнес-процессов, поиске внутренних ресурсов. Находить способы реализации проектов с нулевым бюджетом.
  8. Поддерживать своего руководителя в непопулярных решениях. В спокойные времена многие HR-директора выступали в роли своеобразного профсоюза, защищая права сотрудников перед генеральным директором. «Сейчас не время для долгого отстаивания позиций. Директор не хочет этого слышать — у него нет на это времени. Все что я могу, это ясно показать риски, связанные с тем или иным решением. И когда оно принято, я искренне поддерживаю своего генерального директора и делом доказываю свою лояльность. Я понимаю, что сейчас ему это очень важно».
  9. С радостью делать больше работы, даже за меньшие деньги. «Неинтересная работа? Сейчас нужно быть готовым заниматься менее интересной работой — стратегия уходит, остается тактика. Сегодня важно научиться видеть интерес в рутине и сделать этот интерес дополнительным источником энергии для себя и своей команды».
  10. Быть бодрым и энергичным. Не погружаться в пессимизм и не опускать р14.02.2011уки, не терять достоинства и самообладания. Тут помогает поддержание правильного жизненного баланса и время, посвященное себе (йога, спорт и т. п. ). Имеет смысл провести ревизию тех занятий, которые наполняют энергией и начать их делать.
  11. Отслеживать ситуацию — она постоянно меняется. «Сейчас важно быть в курсе того, что происходит в других компаниях — будут ли сокращения, что происходит с соцпакетом, как идет оптимизация? Я смотрю РБК, читаю Fontanka.ru, просматриваю то, что пишет Headhunter, внимательно читаю все корпоративные опросы. Эта информация помогает при планировании изменений в своей компании и может служить для аргументации своих решений перед руководством».
  12. Распространять информацию внутри компании. Быть посредником между руководством компании и ее сотрудниками. Сейчас особенно важно знать, что происходит в компании, отслеживать существующие настроения и предоставлять эту информацию генеральному директору. Не менее важно рассказывать сотрудникам о том, что думает и планирует руководство и держать их в курсе происходящих на рынке событий. Если не управлять этим осознанно, люди будут домысливать все сами, и, как правило, не в лучшую сторону. При этом нужно выстраивать искренний диалог, скорее используя личное общение, чем формальные корпоративные каналы распространения информации.
  13. Показывать свою эффективность в цифрах. Необходимо потратить время и найти способ, чтобы оценить результаты деятельности своего отдела. Регулярно показывайте руководителю столбик конкретных цифр, сделайте результаты вашей деятельности максимально осязаемыми.
  14. Понимать и чувствовать своего генерального директора. Понимать, что у него сейчас есть очень важные дела, от которых зависит судьба бизнеса. Не беспокоить своего руководителя лишний раз. Давать моральную поддержку, в том случае если уровень взаимоотношений позволяет это.
  15. Получать обратную связь и «заботиться о чистоте взаимоотношений» с генеральным директором. В напряженной ситуации даже небольшой конфликт может превратиться в большую проблему и служить поводом для увольнения. Поэтому нужно постоянно быть уверенным в том, что то что вы делаете и то, как вы это делаете, соответствует ожиданиям вашего руководителя — он ваш основной заказчик.
  16. Разрабатывать и реализовывать доходные проекты. Например, продажа кадровых услуг (КДП, подбор, обучение) сторонним организациям.

 

Автор: Филипп Гузенюк
Источник: E-xecutive


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 19.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

ЦБ предостерег компании от обхода антисанкционных мер

Некоторые компании без разрешения переводили денежные требования в неденежные, говорят эксперты

Подробнее показать все »