Сокращения в компаниях закончились. Сотрудников снова мотивируют и обучают

15.04.2009

Время сокращений и увольнений подходит к концу. Сегодня в компаниях на первый план выходят новые задачи — формирование у сотрудников положительного настроя на качественную работу за те же или меньшие деньги. К такому выводу пришли участники конференции «Новая реальность: рецепты HR-профессионалов», которая состоялась 9 апреля 2009 г. В конференции приняли участие руководители HR-служб крупных российских компаний — ОАО «МТС», «Ростелеком», «Росгосстрах», «Сибирский берег» и других.

В качестве докладчиков на конференции выступили представители российских компаний ОАО «МТС», «Сибирский берег», группа компаний Perfect. Также на конференции выступил Игорь Евгеньевич Терехов, председатель комитета по труду мэрии г. Новосибирска. Прозвучали доклады сайта еработа.ру и газеты «Работа для Вас».

 Свой взгляд на события, происходящие на кадровом рынке, выразила генеральный директор кадрового агентства «Люди дела» Светлана Николаевна Смольникова. Организаторами конференции выступили издательский дом «Работа для Вас» и кадровое агентство «Люди дела». В конференции приняли участие около 30 менеджеров по персоналу из различных компаний — «Новотелеком», «Райффайзенбанк», Parallels, «Кофе-Терра», «Лудинг», СПК, ЦФТ, ГК «Ситех»,«Венткомплекс» и других.

Игорь Евгеньевич Терехов, председатель комитета по труду мэрии г. Новосибирска, рассказал о текущей ситуации на рынке труда: «Сегодня в четыре раза возросло число обращений от граждан в службу занятости, и в три-четыре раза возросло количество обращений в инспекцию по труду. Количество соискателей на рынке труда значительно увеличилось, однако ситуация с количеством сокращений стабилизируется. Наблюдаются и другие положительные тенденции: представители малого бизнеса и производственных предприятий отмечают, что сегодняшняя ситуация на рынке труда позволила им укомплектовать кадрами свои компании. Кроме того, завышенные в некоторых отраслях и по некоторым позициям зарплаты сегодня снизились и стали более адекватными». Как отмечает Игорь Евгеньевич, увеличение количества сокращений не ожидается.

В такой ситуации, когда оптимизация в компаниях уже проведена, когда сокращения прекращаются, зарплаты некоторых сотрудников снизились, перед компаниями встают другие задачи: как мотивировать оставшихся работников выполнять свои обязанности качественно при отсутствии высоких премий, корпоративных мероприятий и других затратных способов мотивации. Также необходимо продолжать обучение сотрудников в условиях экономии бюджета.

Как отметила Наталья Князева, директор по персоналу макро-региона "Сибирь" ОАО "МТС", масштабных сокращений в компании не было. Также Наталья подчеркнула, что сегодня перед менеджером по персоналу встают совершенно новые задачи. В качестве примера был приведен опыт компании МТС. «Одна из задач, которую пришлось решать в настоящий период сотрудникам отдела управления персоналом, — выявление непроизводительных функции сотрудников, достижение оптимальной численности персонала. — рассказала Наталья Князева. В результате этой работы была оптимизирована численность управленческого персонала. Одновременно с этим существует потребность в обеспечении персоналом, для удовлетворения которой была реализована программа формирования внешнего кадрового резерва». Суть программы в формировании базы данных о присутствующих на рынке и находящихся в поиске работы профессионалах, которых можно привлекать на работу при появлении вакансий. Как отметила Наталья Князева, одной из задач компании также является поддержание уровня доходов сотрудников на должном уровне в соответствии с рыночной ситуацией. С этой целью проводится регулярный мониторинг заработных плат а регионах. Также в компании проводится повышение заработной платы в зависимости от результатов работы сотрудника.

Доклад Елены Малаховой, начальника отдела подбора и обучения персонала ЗАО УК «СБ» «Сибирский Берег» был посвящен вопросам изменения в системе подбора и обучения персонала. Елена рассказала о том, что в компании в результате оптимизации незначительной части персонала изменилась структура некоторых отделов: стало более тесным взаимодействие между сотрудниками и руководителем, что обеспечивает лучший контроль эффективности работы сотрудников. «Система обучения персонала в компании также подверглась изменениям, — рассказала Елена Малахова. — В компании сократили количество обучающих мероприятий с участием привлеченных тренеров, однако в обязательном порядке некоторые категории специалистов направляются на обучение к внешним провайдерам обучающих услуг. Это сотрудники, которым необходимы узко-специальные знания: юристы, финансисты, сотрудники кадровых служб и работники, взаимодействующие с таможней. До проведения оптимизации системы обучения существенной статьей расходов были тренинги для топ-менеджеров. Сегодня расходы на обучение сокращены, однако проводится обучение внутри компании, в том числе различные бизнес-игры и тренинги». Также в компании проводят конкурсы на лучшую идею с крупными денежными призами. Например, недавно был проведен конкурс на лучший рекламный ролик о компании, победитель которого получил 10 тысяч рублей.

Изменениям в системе работы персонала был посвящен и доклад Артема Галимова, директора по персоналу ГК Perfect (официальный дилер Nike, магазины Intersport, Motivi). Как отметил Артем, ситуация на рынке позволила заняться оптимизацией внутренних бизнес-процессов, перейти от стратегии захвата рынка к оптимизации ресурсов. Одной из приоритетных задач стало формирование сплоченной команды. При этом в компании смогли решить главную проблему ритейла — текучку кадров. Одной из мер по оптимизации расходов и повышению эффективности работы продавцов стал переход с окладной системы заработной платы к выплатам в зависимости от продаж. Сотрудники не увольняются и больше мотивированы на качественную работу.

На конференции были представлены результаты опроса новосибирских работодателей, проведенного издательским домом «Работа для Вас». Согласно опросу, 65% работодателей отметили сокращение расходов на корпоративные мероприятия в компаниях, 47% — сокращение премий и бонусов для сотрудников, 37% — сокращение расходов на обучение персонала. Также было отмечено сокращение заработной платы сотрудников, переход к сдельно-премиальной системе оплаты труда и даже к «серым» схемам выплаты зарплаты. «Однако в условиях экономии средств на обучение и мотивацию персонала компании находят другие способы повысить квалификацию сотрудников и поддержать их позитивный настрой на работу. — отметила Ирина Куривчак, руководитель информационной службы издательского дома «Работа для Вас». — В компаниях ведется работа по предотвращению нежелательных слухов, проводятся акции, когда любой сотрудник может задать вопрос непосредственно первому лицу компании, проводятся рассылки новостей отрасли для повышения осведомленности сотрудников. Компании переходят к использованию внутренних ресурсов для обучения сотрудников: открываются собственным учебные центры, проводится переобучение сотрудников, которые получают навыки проведения тренингов и начинают передавать знания новичкам. Вводятся нестандартные формы обучения, когда сотрудники из разных городов участвуют в одном и том же тренинге с помощью видеопрезентаций». Ирина также отметила повышение социальной ответственности компаний: «В связи с необходимостью сокращать часть сотрудников компании разрабатывают специальные мероприятия для того, чтобы снизить стресс для людей, теряющих работу. Менеджеры по персоналу помогают сотрудникам в составлении резюме, составляют для них рекомендательные письма и даже подбирают вакансии в других компаниях. Кроме того, в некоторых компаниях именно сокращенных сотрудников в первую очередь приглашают на те должности, которые появляются с течением времени, уже есть прецеденты, когда недавно сокращенные сотрудники вышли на работу в ту же компанию.

Светлана Смольникова, генеральный директор кадрового агентства «Люди Дела» рассказала о том, какие действия предпринимают работодатели в условиях кризиса: сокращение персонала, замораживание вакансий, подбор профессиональных сотрудников на выгодных условиях. Позиции соискателей тоже изменились, - говорит Светлана. – В первую очередь снизились зарплатные ожидания кандидатов. Cреди соискателей царит депрессивное настроение. Многие рассматривают все имеющиеся вакансии, и готовы согласиться на должность ниже той, что они занимали ранее.  Сотрудники, не затронутые волной сокращений, стали более лояльны к изменениям, происходящим в компаниях.

Кадровые агентства также не остались в стороне от кризиса. Некоторые агентства приостановили свою деятельность еще в конце прошлого года. Те, кто продолжает работать предложили новый спектр услуг: аутплейсмент, аутстаффинг, скрининг. Светлана отметила новый вид услуг на рынке труда – появление агентств по трудоустройству, которые оказывают платные услуги соискателям. Было отмечено, что все чаще соискатели попадаются на удочку мошенников. 

В целом, рынок труда стал отражать интересы работодателей. Существует мнение, что кризис оздоровит взаимоотношения работодатель – сотрудник, подвела итоги своего выступления Смольникова Светлана.

        Одним из блоков конференции стало обсуждение важности сохранения имиджа работодателя в ситуации, когда проводятся сокращения персонала, снижение заработной платы. «Репутацию проще не мочить», — такое образное утверждение стало ключевым в докладе Риты Хариной, редактора сайта еработа.ру. — Рынок труда снова стал рынком работодателей, а не соискателей. Однако это не означает, что сегодня не нужно заботиться о своем HR-бренде. Ведь репутация создается долго и с помощью больших усилий, а потерять ее очень легко. Самое же сложное — восстанавливать имидж. Для сохранения позитивного имиджа работодателя необходимо соблюдать информационную открытость в работе с партнерами, сотрудниками, журналистами. Оперативно сообщать информацию этим аудиториям и выстраивать эффективные внутренние коммуникации в компании».

Итогом конференции стал вывод о необходимости формировать эффективные партнерские взаимоотношения между сотрудников и работодателем, поддерживать позитивный имидж работодателя и вести работу по повышению мотивации сотрудников, обучать сотрудников и искать способы для укрепления корпоративной культуры даже в условиях всеобщей экономии ресурсов.


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »