Второе, третье… десятое высшее. Век учись?

20.06.2014

«Чтобы стоять на месте, нужно бежать изо всех сил,

а чтобы куда-то попасть, нужно бежать, как минимум, в два раза быстрее»

— Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

Сегодня во всем мире набирает популярность концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек должен обогащать себя новыми знаниями не только до окончания техникума/вуза, но всю жизнь. Самые решительные вновь отправляются на студенческую скамью за вторым, третьим… десятым дипломом. С какими трудностями им придётся столкнуться, и стоит ли оно того, размышляют люди, прошедшие этот путь, представители кадровых агентств и преподаватели НГУ.

дипломы_высшее обр

Интересный факт — учёные выяснили, что длительность сроков образования занятых в экономике людей оказывает влияние на динамику развития стран-лидеров. Те государства, в которых за десятилетний период продолжительность обучения населения возросла примерно на 2 года, продемонстрировали и значительные темпы роста душевого ВВП (во Франции – на 30%, в Германии и Чехии —на 45%, в Бразилии — более чем наполовину, в Китае – на 65%).

Впрочем, сейчас нас интересуют не столько масштабные экономические показатели, сколько судьбы простых граждан. По данным ВЦИОМ, желание продолжить обучение в 2011 году высказал каждый пятый россиянин.  56% людей с высшим образованием нуждаются в повышении квалификации, а получить второе в ближайшее время намерены 18%. Самые востребованные специальности в этой сфере традиционно — управленческие, финансовые и юридические. Что же толкает людей на 2-4-х летний «поход» за новым дипломом? Среди наиболее распространенных причин — желание самореализации (16%), карьерного роста (15%) и хорошей высокооплачиваемой работы (15%).

Светлана Кудряшова по первому образованию —  бакалавр по оптотехнике и оптическим технологиям, по второму — экономист по направлению бухгалтерский учёт, анализ и аудит. «После вуза я не смогла найти работу по первой специальности и решила попытать счастье в другой отрасли, — вспоминает Светлана. — Я пошла на курсы бухгалтеров и поняла, что мне очень нравиться эта профессия. Когда я проработала в ней несколько лет, мне подумалось, что высшее образование когда-нибудь пригодиться». В скором времени после окончания обучения Светлану повысили до главного бухгалтера.

У Инны Петренко (по просьбе респондента имя и фамилия изменены) первое образование — инженер-технолог по морепродуктам, второе — связи с общественностью (PR). «Первое высшее я получала на Камчатке, и связано оно было с развитой в регионе морской промышленностью, но затем я переехала в Чехию, где эта специальность оказалась неактуальной ввиду отсутствия моря. Второе образование мне очень пригодилось, причем в нескольких областях: реклама и пиар, консалтинг, журналистика», — рассказывает Инна.

вуз_

Елена Гук закончила экономический факультет НГУ по специальности «менеджмент организации», но через несколько лет подала документы в магистратуру Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета, чтобы заняться изучением общественной географии.  «Решение получить второе образование было связано с желанием совместить хобби и профессию, то есть, не просто путешествовать, а приносить этим пользу обществу. Мне хотелось заниматься в дальнейшем исследовательской деятельностью в области страноведения. От получения первого диплома до принятия решения учиться на географа прошло пять лет, за это время я успела поработать в разных сферах — и по специальности, и нет. Причина не разочарование в первом образовании — оно сильное и дало мне очень много как в плане знаний, так и в миропонимании, но самореализоваться, то есть, изучать интересную мне науку, оно бы не помогло». Елена отмечает, что магистратура — прекрасное решение получить второе образование, потому что, во-первых, на нее потребуется всего 2 года, а не 3-5, а во-вторых, она бесплатна (если человек не проходил эту ступень ранее). Но в то же время, этот вариант подходит тем, кто желает, чтобы новая профессия была в смежных областях со старой. То есть, если вы сначала учились на психолога, потянуть магистратуру математического факультета вам будет трудновато.

Но почему среди всего разнообразия форм послевузовского обучения (дистанционные проекты, программы переподготовки, всевозможные профессиональные курсы) многие выбирают именно второе высшее — явно не самый легкий вариант?  «На разных курсах преподавание не всегда  отвечает  потребностям ученика. Люди хотят получить именно профессиональное образование, второй диплом. Он даёт им конкурентное преимущество на рынке труда, — отвечает на этот вопрос заместитель декана по второму высшему факультета иностранных языков НГУ Любовь Алексеевна Косарева. — Однако и сил сюда потребуется вложить гораздо больше. Иногда бывает, что человек к нам приходит, как на курсы — ему нужен только английский, но у нас помимо этого есть большая предметная программа: страноведение, литература, языкознание, латынь, теория и история языка, стилистика (и это при том, что общеобразовательные предметы засчитываются с первого высшего). Так же, как и ученики  дневной формы, наши пишут и защищают квалификационные работы. Если мы даём диплом, то мы за него отвечаем».

Второе высшее образование на ФИЯ НГУ вечерне- очное. Студенты должны осваивать программу примерно с шести до девяти часов пять дней в неделю, и это не считая объёмных домашних работ.  С такой нагрузкой не все справляются. Тем более, что  ученики, в основном, — взрослые  занятые люди, у них постоянно возникают какие-либо препятствия. Одним мешают частые командировки, перед другими встаёт финансовый вопрос, третьим оказывается не под силу сочетать учёбу с работой и семьёй. «Было довольно тяжело  во время сессий, когда приходилось крутиться как белке в колесе: утром в офис, затем — на учёбу, вечером зубрежка, — рассказывает Светлана Кудряшова. — Однако в такой форме есть и свои плюсы. Если ты работаешь в той же сфере, в которой получаешь образование, гораздо проще понимать, чему тебя учат, так как есть уже практика».

объявление_общ

Другой ощутимый бонус второго высшего — в том, что его выбирают более осмысленно. «В отличие от тех, кто получает первое образование, эти люди лучше мотивированы. Если они пришли сюда, то знают, зачем им это нужно. Их дипломные проекты не хуже, а нередко даже лучше  выпускных работ «дневников»,  — утверждает Любовь Алексеевна Косарева. «Я бы даже сказала, что не только к выбору, но и к самому процессу обучения подходила более осознанно, чаще проявляла инициативу. Причем, возраст в этом сыграл не последнюю роль, поскольку с ним повышается ответственность», — вторит Инна Петренко.

«Второе высшее образование не гарантирует ни роста зарплаты, ни продвижения по карьерной лестнице, если оно пройдено «чтобы было». Другое дело, что большинство топ-менеджеров получают его под новые задачи, которые им приходится решать. Например, для управления большой компанией некоторым требуются более глубокие и фундаментальные знания экономики, менеджмента, в этом случае стоимость кандидата повышается», — рассказывает директор кадрового агентства «Люди Дела —Новосибирск» Елена Паршикова. Впрочем, она оговаривается, что для создания первого впечатления второй диплом точно окажется кстати (как и любые другие корочки об обучении), поскольку он будет говорить работодателю о вашем стремлении к развитию — этот факт усиливает «вес» резюме.  

Также Елена Паршикова отмечает, что в последнее время работодатели все чаще отправляют своих сотрудников за вторым высшим по собственной инициативе и за свой счёт. «Предприятия инициируют обучение специалистов  в разных направлениях, в зависимости от своих потребностей, и компенсируют расходы на него, заключая при этом с работником ученический договор с ответными обязательствами», — комментирует она. У каждой компании свои условия, которые прописываются в этом документе. Обычно они подразумевают, что сотрудник должен отработать на неё N-ое количество лет. Если он уходит раньше по собственному желанию, либо его увольняют из-за некачественного выполнения обязанностей, ему придётся вернуть деньги за обучение.

В конечном счёте, наши респонденты сходились в одном: идти за вторым высшим имеет смысл только тогда, когда у вас есть какие-то конкретные цели. Здесь можно сказать, перефразируя Ницше: кто знает «зачем», тот сможет выдержать любое «как».

Диана Хомякова, СОРАН.Info

 


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »