Человек в конверте

27.02.2015

нгс работаВ Новосибирской области каждый пятый работает неофициально и получает зарплату «в конверте». Такую статистику привел на прошлой неделе министр труда Игорь Шмидт. Новосибирцы стали чаще жаловаться на скупость работодателей, но в дальнейшем оказывалось, что они устроены неофициально. «Нелегалы» признаются, что не хотят делиться с государством доходами, а в период кризиса согласны на любое оформление работы. В каких сферах чаще всего встречается неофициальная работа, читайте в статье НГС.РАБОТА.

В Новосибирской области уровень скрытой занятости составляет 18 %, рассказал на прошлой неделе министр труда, занятости и трудовых ресурсов Игорь Шмидт. Это значит, что примерно 230 тыс. работников из 1,3 млн — или каждый пятый — устроены неофициально и получают зарплату в конвертах. Этот показатель основан на подсчетах баланса трудовых ресурсов на 1 января 2014 года. У нас самый низкий уровень скрытой занятости по СФО — в некоторых областях он составляет до 40 %.

Министерство труда и служба занятости получили от неофициально трудоустроенных работников тысячи жалоб на нарушения закона, заметил министр труда. «Когда они получают в конвертах и не возмущаются, их все устраивает. Как только отношения с [работодателем] испортились, они приходят, пишут заявления: «Защитите мои трудовые права», — недоумевает Игорь Шмидт. В пресс-службе минтруда пояснили, что такие случаи вскрываются в ходе общения с населением на прямых линиях и в инспекции труда. Люди чаще всего жалуются на денежные споры с работодателем — в ходе разговора выясняется, что сотрудник не был трудоустроен официально. В происходящем сейчас разбирается межведомственная комиссия по снижению неформальной занятости и легализации неофициальной зарплаты, которую возглавил Владимир Знатков.

Жалобы на жадность

В Государственной инспекции труда (ГИТ) тоже заметили увеличение жалоб на работодателей. В этом январе за консультацией обращались до 35-40 человек в день. Владимир Тодер, руководитель ГИТ по НСО, привел статистику: в декабре 2014 года к инспекторам обращались 20 человек за день, в январе 2014 года — также 20 человек, в декабре 2013 года — 26 человек за день.

«Основная масса жалоб связана с несвоевременной выплатой заработной платы и невыплатой окончательного расчета при увольнении», — сообщил Владимир Тодер. Он заметил, что работники часто жалуются на руководителей малых и средних компаний — по его мнению, это объясняется «низким уровнем знаний законодательства о труде и об охране труда со стороны предпринимателей».

В 2014 году в ГИТ по НСО поступило 9825 обращений. Чаще всего новосибирцы консультировались по вопросам оплаты труда (54,3 %), оформления и расторжения трудовых договоров (17,9 %), охраны труда (7,2 %). Большинство обращений поступает спустя значительное время после увольнения, из-за чего сложнее легализовать трудовые отношения и привлечь виновных к ответственности, добавил руководитель ГИТ.

Работа за интерес

Эксперты предполагают, что тенденция работы без документов стала более заметной, поскольку сейчас ей стали уделять больше внимания. «Как правило, малые предприятия, предприятия торговли, общественного питания, логистики не заключают трудовой договор с работниками, — делится наблюдениями Анна Кузьменко, управляющий «АС Менеджмент Групп — Кадровое Агентство ключевых специалистов». — Распространено также, что первые 1–3 месяца с работником не заключается трудовой договор, устанавливается так называемый «испытательный срок». Эксперт заметила, что зарплата «в конверте» реже встречается на крупных предприятиях, предприятиях федерального значения и компаниях с большими оборотами.

18 % выглядят завышенной цифрой, рассуждает Елена Паршикова, директор КА «Люди Дела»: «Действительно, есть много компаний — чаще всего это малый и средний бизнес, которые работают по серым схемам. Но нужно понимать, что вакансии в торговле, логистике подразумевают под собой материальную ответственность, поэтому работодатель, принимающий людей без договора, рискует нарваться на недостачу, и, не имея никаких правовых отношений, не сможет взыскать ее с работника». 

Неофициально работают и рядовые сотрудники, и топ-менеджеры — с премиями в конвертах, добавляет директор КА «Люди Дела»: «Основной мотиватор работать «в тени» — интересное предложение от работодателя. Вакансий с белой зарплатой, всеми льготами и высоким доходом на рынке меньше, поэтому если появляется заманчивое в плане зарплаты и функционала предложение, соискатели соглашаются. Второй мотиватор — нежелание делиться частью зарплаты с государством в виде подоходного налога», — заключила она.

«Причина ухода: неофициальное трудоустройство»

Работа без оформления встречалась в жизни некоторых новосибирцев, о чем они честно признаются в резюме. В 845 резюме на НГС.РАБОТА упомянуто слово «неофициально»: «с 2011 по 2013 работал водителем на личном автомобиле (неофициально)», «с 14.06.2013 — 20.10.13 (неофициальная работа) главный энергетик», «причина ухода: неофициальное трудоустройство, невыплата зпл», «рассмотрю варианты: временная работа, неофициальное трудоустройство».

Наиболее часто такие резюме встречаются в сферах «Торговля розничная» (117), «Транспорт, автобизнес» (88), «Логистика, склад, закупки» (69), «Продажи, оптовая торговля, сбыт» (68), «Строительство, недвижимость» (61). Реже всего о нелегальных заработках упоминали соискатели в сфере страхования, услуг и представители домашнего персонала.

Мы нашли новосибирцев, попавших в печальную статистику минтруда. 26-летняя Мария 7 месяцев неофициально работала помощником рекрутера в салоне красоты. «Мне нужна была работа срочно, поэтому и устроилась, — признается она. — В целом работа устраивала, но хотелось бы официально. Все это невнятно было: сначала вроде как собирались оформить официально, но всё потом-потом-потом». В феврале девушка уволилась, так и не дождавшись оформления. Мария считает, что в кризис согласиться на неофициальную работу легче, если компания готова регулярно платить зарплату, тем более что предложений стало заметно меньше. «Если раньше звонки лились по 7–10 раз в день, то теперь тишина», — заметила соискательница.

Почти вся трудовая жизнь 29-летней Эльвиры не закреплена документами. В ее послужном списке 3 неофициальные работы из 4: курьер, менеджер по продажам и менеджер по работе с клиентами. «Зарплата устраивала, — пожимает плечами Эльвира. — Лучше получить в два раза больше, чем меньше, но официально. На больничный я не ходила, болела и работала, без выходных могла работать». С минусами скрытой занятости девушка не сталкивалась — до сих пор ее работодатели честно соблюдали договоренности.

Давайте узаконим это

Министр труда призвал новосибирцев не соглашаться на работу без официального оформления, заверив: «Легальных рабочих мест — на порядки больше». Но что делать, если вы уже работаете без контракта? «Согласно законодательству, факт наличия трудовых отношений устанавливается в момент допуска работника на рабочее место и не зависит от того, заключено с работником письменное трудовое соглашение на момент, когда он допущен к работе, или нет», — напоминает Ангелина Уварова, управляющий партнер юридической компании «СибирьКонсалтинг». Можно предложить компании узаконить рабочие отношения прямо сейчас, а если откажется — пожаловаться в контролирующие органы или в суд.


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 03.05.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Холдинг "Люди Дела - BPC group" поздравляет с Праздником Весны, Труда и Днем Победы!

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за апрель 2024 года.

Подробнее показать все »